4/30/2016

Харуки Мураками, "Хороший день для кенгуру"

Вчера я заснула с "Собором Парижской Богоматери" на лице. Нет, сюжет увлекательный, но несколько страниц описывать Париж с высоты птичьего полета...
Люблю книги с рассказами. Их не нужно читать от корки до корки: тыкай пальцем в любой рассказ и читай. Да и в рассказы писатели чаще всего вкладывают легкость и мимолетные желания. Роман - упорный, трудоемкий процесс. Автор вынашивает идею, придумывает миры, прописывает судьбы, ломает голову над именами и датами. Это торт со множеством слоев, с пропиткой, глазурью, фруктами и марципановыми украшениями. А рассказ - вкусное пирожное. Маленькое, но иногда не менее замудренное (скажу, чтобы не обидеть тех писателей, которые вкладывают в свои рассказы проблемы глобального значения).
"Женщины" Буковски меня не впечатлила. У Кинга романы не могу прочитать дальше десятой страницы, зато рассказы идут на ура. Может дело во мне?
У Мураками помимо рассказов читала "Норвежский лес" (куда без него?) и "Послемрак". К обеим книгам вернусь в какой-нибудь другой период жизни. А рассказы перечитываю постоянно.
Вопросы, которые возникают во время и после прочтения:
1. Почему он об этом пишет? Зачем мне знать, о чем говорят парень и девушка, которые идут посмотреть на кенгуренка?
2. Тюлень. Тюлень пришел в гости. Пришел в гости Тюлень. Ага.
3. О боже мой, я же так люблю библиотеки, зачем ты меня пугаешь?
4. Интересно, а у меня вкусная кровь?


Библиотеки я все так же люблю, но постараюсь никогда не спускаться в подвал. Кровь... Я ем слишком много сладкого, вредного и люблю вино, поэтому, думаю - нет. Тюлень просто любит разговаривать с людьми, что ты пристала к нему, Настя.  А на первый вопрос я нашла очень удобный ответ: а почему бы и нет?

Почему бы не написать об этом? Ведь литература - отражение жизни. Почему бы не отразить именно этот момент. Те, кому книга не нравится, жалуются на то, что они не поняли цели. Рассказы не объединены темой, временным периодом или чем-то там еще. Сборная солянка, где собрались  таксист-вампир, стопроцентная девушка, овцы, Май на морском берегу. Мураками сам говорит о том, что он включил в эту книгу все подряд - и зеленое, и более зрелое. Все рассказы объединяет то, что они завораживающие. Фантастически-жизненные, реально-сюрреалистические. Как будто кусаешь банановый кекс, а внутри - начинка из звездного неба, ты смотришь на нее, думаешь: ну и ладно. И продолжаешь есть.
И, возможно, я так и поняла некоторых рассказов. Парочка из 23х показались скучными. Но в "Поблекшем королевстве" я встретила своего друга. В рассказе "О встрече со стопроцентной девушкой погожим апрельским утром" встретила всех завсегдаев пабликов типа "Ищу тебя". А в "Бедности в форме чизкейка" я нашла свое сейчас.
Не надо искать глубинных смыслов. Они сами придут в голову, если перестать за ними гоняться.
И да, еще рассказы - очень весенняя вещь. По крайней мере, для меня - человека, длительность концентрации весной для которого можно сравнить со временем горения спички.
А вечером посмотрите что-нибудь из мультиков Хаяо Миядзаки, который тоже любит перемешивать миры реальный и выдуманный. "Ведьмину службу доставки" или "Унесенных призраками". Мои любимые.