12/28/2014

Джордж Оруэлл, 1984

 Лучшие книги говорят то, что ты уже сам знаешь.
Джордж Оруэлл, 1984
Я прочитала эту книгу довольно давно и мне будет нелегко написать рецензию, но я постараюсь, потому что она того стоит.

Представьте мир, в котором вы находитесь под вечным наблюдением, все ваши действия, слова, даже выражение вашего лица находятся под контролем. Ваша жизнь превращается в существование, сопровождающимся постоянным страхом, что вы, сами того не желая, можете сделать что-то не так, и вас непременно заберут туда, откуда не каждый возвращается. Вы ни в чем не уверены, власть меняет историю на ваших глазах, но вы благополучно их закрываете и живете так, будто ничего не происходит, и, если вдруг ваш знакомый или сосед исчезнет по непонятным причинам, вы благополучно забываете о его существовании. Представьте мир, в котором исчезает такое понятие как личность, в котором специально сокращают словарный запас, чтобы у людей не стало главного инструмента для выражения своих, может быть опасных, мыслей - слов.

Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует. 
Я люблю книги-антиутопии тем, что после их прочтения понимаю, в каком прекрасном мире живу. Я могу говорить, что хочу, читать, что хочу, любить, кого хочу.  Я понимаю, что как бы ни была ограничена моя свобода, я могу без сомнения назвать себя свободным человеком. Когда я читала эту книгу, часто случалось так, что у меня от удивления и ужаса открывался рот и глаза лезли на затылок. Я пыталась представить, чтобы я делала на месте главного героя, но я лишь чувствовала пустоту и безысходность, будто сидишь в пустой маленькой комнате без окон и дверей.
Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен.
Я не буду описывать сюжет, главных героев. Я хочу вам посоветовать книгу, а не рассказать ее содержание. Если бы у меня была привычка оценивать книги по десятибальной шкале, которой у меня нет, я бы поставила "1984" 9 из 10. И только потому, что 10 из 10 я никогда не ставлю.